Вернуться ко всем новостям

Разведанные запасы угля в Кемеровской области могут быть отработаны в течение 12-13 лет

05.11.2003
Разведанные запасы угля в Кемеровской области могут быть выработаны в течение 12-13 лет. К такому выводу пришли руководители геологических служб области, опираясь на данные о сокращении разведанных запасов полезных ископаемых. Геологи предлагают привлечь недропользователей к проведению геологоразведки не только на «своих» участках, но и на перспективных площадях. Однако владельцы угольных предприятий не согласны вкладывать свои деньги в «белые пятна» на карте – ведь власти не гарантируют, что лицензия на разведанные запасы будет передана тому, кто финансировал разведку.

За последние два года из недр Кузбасса извлечено 290 млн т угля, тогда как прирост разведанных запасов составил 107 млн т. Ежегодно объем добычи угля в регионе возрастает на 10-12 млн т. Общие запасы угля, по данным областной администрации, составляют 55 млрд т, а по данным геологов запасов, готовых к разработке, существенно меньше – около 3 млрд т. Ежегодный прирост изученных и оцененных запасов для нормального функционирования добывающей отрасли, по мнению геологических служб, должен составлять не менее 130-150% годовой добычи.

В руководстве геологической службы главного управления природных ресурсов по Кемеровской области говорят о том, что исключительно богатый полезными ископаемыми регион постепенно снижал, а теперь и вовсе перестал проводить геологическую разведку запасов. По мнению начальника главного управления природных ресурсов Валерия Дегтярева, сегодня добывающая промышленность восстановилась, окрепла и планирует наращивать свою деятельность в регионе и в ближайшей, и в долгосрочной перспективах. «В связи с этим возникает потребность в геологоразведочных работах, – считает В.Дегтярев. – Страна, которая живет за счет добычи и реализации полезных ископаемых, не может остаться без своей базовой отрасли. Открытие и освоение собственных месторождений не только увеличат значимость региона в масштабах страны, но и позволят с минимальными затратами получать дополнительный доход. Но, чтобы реализовать эти планы, необходимы опережающие геологические исследования».

О необходимости геологоразведки говорят и кемеровские областные власти. На состоявшейся на прошлой неделе конференции по подготовке к V Всероссийскому съезду геологов (он намечен на вторую половину ноября) начальник отдела природопользования ХК «Соколовская» Сергей Шаклеин заявил: «Ежегодно объемы добычи угля возрастают на 10-12 млн т. В то же время с 1983 г. в Кузбассе прекратился устойчивый рост разведанных запасов, и началось их интенсивное сокращение. Увеличивается активность инвесторов в угольной отрасли, однако рост инвестиционной активности сочетается с незначительным количеством уже разведанных, но еще не освоенных промышленностью привлекательных запасов углей».

Основной причиной такого положения дел в геологоразведке в главном управлении природных ресурсов области считают отмену налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая произошла в 2002 г. В результате исчез реальный источник финансирования геологического изучения недр. По словам председателя комитета по бюджету областного Совета народных депутатов Сергея Сафронова, «из-за того что центр забирает себе все большую часть доходов регионов, мы все больше денег из [регионального] бюджета вынуждены направлять на зарплату. В текущем году эта цифра составляет 50% собственных доходов бюджета. В связи с этим у области не хватает средств на перспективную разведку недр».

Геологическая служба Кемеровской области решила предложить Всероссийскому съезду геологов внести поправки в действующее законодательство, чтобы привлечь недропользователей к проведению геологоразведочных работ не только на своих участках недр, но и на перспективных площадях. Впрочем, начальник геологической службы управления комитета природных ресурсов по Кемеровской области Сергей Борисов в своем докладе на недавней конференции по подготовке к съезду геологов отметил: «Интересы добывающих компаний и государства совпадают лишь частично. Первые совершенно не заинтересованы изучать за счет собственных средств территории вне своих лицензионных границ. Интересы государства, в экономике которого преобладает минерально-сырьевой сектор, стоят над интересами добывающих компаний. Чтобы привлечь [частный] капитал и создать режим конкуренции, государство должно заботиться об оценке перспектив новых территорий. Под «белые пятна» инвесторы денег не выделяют. Следовательно, сокращать государственные затраты на геологию и ослаблять уровень государственного воздействия на минерально-сырьевую базу нецелесообразно – хотя бы до тех пор, пока есть отрицательный баланс между приростом запасов и их погашением».

Однако недропользователи не согласны вкладывать деньги в разведку участков, выходящих за пределы лицензий. Например, в пресс-службе ОАО УК «Кузбассуголь» сообщили: «Геологоразведка всегда находилась в ведении государства. Оно уже начинает процесс торгов на право получения лицензий недропользования после проведения разведывательных работ. Источником финансирования геологоразведки могут быть средства, полученные в результате аукционов. Если ставить вопрос о том, что геологоразведку теперь будут заказывать сами недропользователи, то этот процесс в первую очередь нужно узаконить. Необходимы механизмы защиты». По мнению представителей добывающих компаний, пока власти не гарантируют, что лицензия на разведанные запасы будет передана тому собственнику, который финансировал геологоразведку.
Яндекс.Метрика