Вернуться ко всем новостям

Страны Юго-Восточной Азии готовы инвестицировать в экономику Казахстана

02.12.2003
Недавний визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в страны Юго-Восточной Азии вызвал высокий интерес со стороны правительств этих стран и бизнес-кругов к инвестиционным возможностям в республике. Крупный импортер энергоносителей Филиппины хотел бы покупать у Казахстана нефть и уголь с целью диверсификации своих источников сырья. Южнокорейское правительство выразило интерес к участию в индустриально-инновационном развитии Казахста, а также в освоении нефтегазовых месторождений Каспия. Для Сингапура также назрел вопрос поиска новых рынков для инвестиций, и в этом плане Казахстан как страна, богатая природными ресурсами, представляет большой интерес. Казахстан является наиболее динамично развивающимся государством Центральной Азии, и сингапурское правительство видит в нем основного делового партнера в регионе. Таиланд заявил о своей заинтересованности в импорте нефти из Казахстана и об изучении возможностей освоения казахстанских нефтяных месторождений. Правительство этой страны намерено направить в Казахстан команду специалистов в целях развития двустороннего сотрудничества в области энергетики.

Интерес стран Юго-Восточной Азии к Казахстану поддерживается позитивными прогнозами развития экономики этих стран. По данным Азиатского банка развития, в 2002 г. средний темп роста экономики региона, который до сих пор оправляется от последствий тяжелого кризиса 1997-1998 гг., составил 3,7%. Эксперты полагают, что удивляющая многих экономическая прочность Европы и США приведет к росту экспорта из стран Юго-Восточной Азии, в особенности высокотехнологичной продукции, на которой во многом основана их экономика. По прогнозу Международного валютного фонда, в ближайшие два года Юго-Восточная Азия станет мировым лидером по темпам роста экономики. ВВП в этих странах в 2003 г. увеличится на 5,9%, а в 2004 г. - на 6,2%.

Экономический рост обусловливает быстрый рост потребления энергоносителей. Естественно, что нестабильность Ближневосточного региона, основного поставщика энергоносителей, заставляет обратить внимание на новые источники углеводородного сырья. В свою очередь, интерес казахстанских властей к региону ЮВА обусловлен возможностью привлечь высокие технологии в казахстанскую промышленность, поиском новых источников инвестиций в нефтегазовую отрасль. С точки зрения экспертов, регион мог бы играть более важную роль при освоении каспийских запасов нефти, и страны ЮВА могли бы стать своеобразной нишей для новой каспийской нефти.

Исследования, проведенные российским Фондом развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования (http://www.enippf.ru) показывают, что широкомасштабное появление каспийской нефти даже в объёмах первой фазы может не найти своего места на традиционных рынках сбыта жидкого топлива в Западной Европе по балансовым и ценовым соображениям. Освоение ряда российских месторождений в Сибири и на Каспии может усилить конкуренцию поставщиков как на западноевропейском рынке, так и рынках Южной Европы, усугубляя при этом экологическую проблему проливов Босфор и Дарданеллы. Каспийская нефть на западноевропейском рынке будет вступать в ценовую конкуренцию не только с традиционными источниками поставок (Ближний Восток, Северная Африка, Северное море), но и с "новой" нефтью севера России.

По прогнозам в ближайшие годы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии будет наблюдаться рост потребления нефти, в результате чего общий дефицит этого вида топлива к 2010 г. составит 540-550 млн т. Российские компании уже давно прорабатывают планы освоения этого перспективного рынка сбыта, осваивая нефтегазовые месторождения на Сахалине и обсуждая возможность строительства нефтепровода из Сибири в направлении Японии, в Китай и далее на юго-восток.

Для Казахстана наиболее подходящим маршрутом для осуществлении рывка в этот регион является трубопровод в Синцзян-Уйгурский автономный район для удовлетворения растущих потребностей экономики Китая, а также иранский маршрут в Юго-Восточную Азию. О готовности покупать казахстанскую нефть в иранских портах Персидского залива заявил недавно в интервью министр энергетики Таиланда. По мнению экспертов, в развитии нефтегазовой индустрии Каспийского региона в долгосрочной перспективе ключевыми являются именно эти направления, а не существующие и строящиеся каспийские трубопроводы, которые могут оказаться экономически взаимоисключающими в силу растущей конкуренции.

Китайский трубопровод обретает все более реальные очертания, если судить по активизации национальной китайской компании CNPC на нефтяном рынке Казахстана. Что касается иранского направления, то уже имеются все необходимые компоненты для запуска этого проекта в противовес проамериканскому Баку-Тбилиси-Джейхан, который сначала не на что было осуществлять, а затем нечего было качать. Французская Тоталь СА активно лоббирует проект иранского трубопровода в правительстве Казахстана, юго-восточный рынок готов принять новые альтернативные объемы нефти, Иран выражает крайнюю заинтересованность и лояльность, Казахстан и Россия признают экономическую выгодность проекта. Нет пока только мощной политической поддержки.
Яндекс.Метрика