Вернуться ко всем новостям

Борьба за чистоту Балтийского моря

31.03.2004
На этой неделе Международная организация мореплавания (IMO) займется вопросами экологии Балтийского моря. На сессии экологического комитета IMO в Лондоне рассматривается предложение прибалтийских стран о придании Балтике статуса особо уязвимого морского района.

В этот район не войдут территориальные воды России. Такое странное пренебрежение к экологической защите российской части Балтики объясняется отказом Москвы присоединиться к обращению остальных государств. Более того, российский отказ может привести к отклонению предложения. «Россия вместе с Либерией и Панамой намерена заблокировать наше предложение», - сообщил в интервью газете «Политикен» представитель Финляндии на переговорах Йорма Кемерайнен.

Приморские государства прежде всего обеспокоены ростом российских нефтеперевозок на Балтике. За последние шесть лет интенсивность движения танкеров возросла в два раза. Предстоящий ввод новых российских портовых мощностей в Финском заливе еще больше ухудшит экологическое состояние Балтийского моря.

Между тем, если Балтика получит статус особо уязвимого морского бассейна, это приведет к ужесточению контроля за судами. Плавание однокорпусных танкеров будет запрещено, суда с опасными грузами смогут двигаться лишь по специальным фарватерам и в сопровождении опытного лоцмана. К техническому состоянию судов и подготовке экипажей также будут предъявляться повышенные требования. Если подобные правила будут введены, стоимость перевозок российской нефти возрастет. Русские суда на Балтике отличаются низким стандартом. Они в плохом состоянии, их обслуживание отвратительно, а экипажи недостаточно подготовлены. Часто моряки разных национальностей даже не могут общаться друг с другом из-за языковых барьеров. Если ничего не предпринять, случится экологическая катастрофа пострашнее, аварии «Престижа» возле берегов Испании.

Балтика - сверхчувствительное мелководное море с ограниченным водообменом с Мировым океаном. Она и так лидирует в мире по загрязненности. Выбор нашей страной в качестве союзников Либерии и Панамы, как считает Всемирный фонд защиты природы (WWF), объясняется тем, что все большие объемы российской нефти на Балтике перевозится на танкерах под флагами этих государств. Подобная тенденция будет возрастать. Случись авария танкера, виноваты будут Либерия или Панама, которым к обвинениям в свой адрес не привыкать: Мировой океан уже давно бороздят тысячи разваливающихся калош удобной либерийской или панамской регистрации.

Российская делегация на переговорах, как считают ее скандинавские партнеры, попытается подстраховаться от претензий к Москве в случае экологической катастрофы. Если раньше наши высокопоставленные чиновники попросту сопротивлялись попыткам закрепить за Балтикой особый статус, то теперь Москва заявляет о необходимости изучить вопрос в глобальном порядке. «Мы хотим, чтобы все это было сделано в рамках международного законодательства, имело под собой серьезную основу. Проблему следует тщательно изучить», - цитирует датская газета «Берлингске Тиденде» Владимира Гудкова, заместителя руководителя департамента безопасности мореплавания Минтранса России, участвовавшего в подготовке российских предложений на сессии IMO.

По мнению Лассе Густавссона, возглавляющего программу по Балтике WWF, новая российская позиция не означает ничего иного, как переговорный прием в чистом виде: «Цель всего этого - похоронить вопрос в каком-нибудь комитете». Обычно сто пятьдесят государств, входящих в IMO, принимают решения на основании консенсуса, но в случае с Балтикой компромисса ждать не приходится. Скорее всего, тройка Россия-Либерия-Панама на этот раз отобьет атаку восьми прибалтийских стран. Следующее наступление начнется силами ЕС и будет покреплено угрозами экономических санкций против России. Об этом уже говорили, хотя и в достаточно расплывчатой форме, представители Дании и Швеции: «В случае поражения нам потребуется два-три года, чтобы пробить особый статус для Балтики, - заявил на страницах газеты «Политикен» представитель Дании на переговорах в Лондоне Йорген Магнер. - Я уверен, что прибалтийские страны, за исключением России, в конце концов своего добьются».
Яндекс.Метрика