Вернуться ко всем новостям

Конъюнктура рынка стали пока благоприятствует её российским производителям

27.09.2004
В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по объёму производства стали (после Китая, Японии и США) и первое по её экспорту. По данным Госкомстата, объём производства стали в Российской Федерации в 2003 г. составил 61,3 млн т, что превысило данный показатель за 2002 г. на 5%. Рост внутреннего потребления стали (который в 2003 г. составил 11%) вследствие высоких темпов экономического роста в стране, как и стремительный рост потребления в Азиатском регионе и нормализация мировой экономики в целом, способствовали развитию российской чёрной металлургии.

Металлургический комплекс России состоит из более чем 3 тысяч предприятий и организаций, а доля металлургии в общем объеме производства составляет 13%. Отрасль обеспечивает около 14% налоговых поступлений промышленного сектора, а также более 22% валютной выручки страны. По данным Международного союза металлургов за март 2004 г., на добычу и обогащение чёрных и цветных металлов расходуется 15% потребляемого в стране топлива и 35% электроэнергии.

Внутреннее потребление металла в России выросло во многом благодаря таким секторам, как машиностроение, строительство, а также благодаря спросу на трубы со стороны нефтегазовых компаний (производство труб в 2003 г. составило 6,1 млн т, что на 18,2% больше, чем в 2002 г.). Крупнейшим азиатским импортером стали остаётся Китай, растущее потребление которого, несмотря на собственное крупное производство, стимулирует благоприятную конъюнктуру мирового рынка.

В настоящее время лидерами отрасли в России являются четыре крупных холдинга: "Евразхолдинг" (доля в общем производстве - 22%), ММК - Магнитогорский металлургический комбинат (18%), "Северсталь" (16%) и НЛМК - Новолипецкий металлургический комбинат (14%).

Себестоимость конечного продукта формируется из затрат на сырье, энергоносители, оплату труда и транспортировку. Затраты на сырье составляют около 50% операционных расходов. В прошлом году рост цен на сырьё (железную руду и уголь) в среднем на 20-30% был одной из главных причин роста общих расходов сталелитейщиков. Для удовлетворения собственных нужд российские производители начали приобретать горнодобывающие предприятия. В 2004 г. рост мировых цен на железную руду и коксующийся уголь продолжается. В целом складывается ситуация, благоприятная для экспорта сырья.

Электроэнергия составляет в среднем 10% производственных затрат. Низкие цены на энергоносители - одно из главных конкурентных преимуществ российских металлургов. Неудивительно поэтому, что крупные производители стали, такие, как ММК, НЛМК и "Северсталь", развивают собственное производство электроэнергии, как для удовлетворения своих для нужд, так и с целью обезопасить себя от роста цен, возможного в результате реформы энергетики.

Оплата труда также составляет около 10% общей суммы производственных затрат. Средняя месячная заработная плата работников отрасли - 300-400 дол., что значительно ниже, чем на Западе, но число работников на российских предприятиях в два-три раза больше. Производительность труда у отечественных металлургов ниже, иногда в разы, чем странах - лидерах отрасли. В связи с этим стоит ожидать постепенного сокращения численности занятых в крупном сталелитейном производстве РФ.

Неуклонный рост цен в течение 2003 г. вызвал массу нареканий со стороны российских потребителей - из сферы строительства, машиностроения, трубной промышленности. Так, цены на горячекатаный прокат (один из основных видов продукции черной металлургии) выросли с начала этого года с 380 до 470 дол. за тонну (т.е. на 25%). Торгово-промышленная палата РФ уже выступила с предложением запретить металлургам повышать цены больше, чем на 5% в месяц, и вести экспорт с рентабельностью меньше, чем у внутренних поставок. Представители бизнеса совместно с депутатами обратились к премьер-министру с просьбой использовать механизмы государственного регулирования, чтобы остановить рост цен на металл. Их оппонентом выступает Минэкономразвития РФ, которое оправдывает рост цен конъюнктурой мировых рынков. Однако, на наш взгляд, государственное регулирование цен в одной отрасли потребует применения того же, не рыночного по сути, принципа и в других, смежных, отраслях, что будет способствовать возвращению России к плановой экономике советских времен. Готово ли Правительство пойти на это?

Один из рыночных способов избежать резких скачков цен - заключение долгосрочных контрактов как с промышленными потребителями, так и с поставщиками сырья. Но возможно ли рассчитать цену на производимую продукцию при непредсказуемости цен на энергоносители, сырьё и транспортные расходы? В настоящее время крупные российские металлургические компании уже обзавелись собственными источниками сырья для выплавки стали и угольными шахтами, а "Евразхолдинг", кроме того, является владельцем около 3% РАО ЕЭС. Стремление к вертикальной интеграции говорит о желании крупных производителей иметь возможность планировать свою деятельность на достаточно долгий срок, сокращать издержки производства и обезопасить себя от ценовой нестабильности.

Суммарный объём экспорта продукции черной металлургии в 2003 г. составил 10,6 млрд дол., что на 30% больше, чем в 2002 г. В целом же экспорт сохраняется на уровне 50% от общего объема производства и, судя по всему, останется на этом уровне в течение ближайших нескольких лет.

Последние два года характеризуются неуклонным ростом как внутренних, так и мировых цен на сталь, а вместе с низким уровнем производственных издержек это является основным фактором роста прибыли российских производителей. Российская сталь - едва ли не самая дешёвая по себестоимости благодаря избытку квалифицированной рабочей силы, низким ценам на газ и электроэнергию, собственным запасам руды и мощной производственной базе, построенной ещё в советские времена. Из-за высоких затрат металлургические компании в развитых странах переключились на выпуск более дорогостоящей продукции, поэтому их выручка на тонну реализованной продукции составляет 500-600 дол., тогда как в России - около 200 дол. Несмотря на более высокую выручку, металлургическим предприятиям развитых стран едва удается возмещать производственные затраты, а потому показатели их рентабельности стабильно низкие. Для сравнения: в 2003 г. рентабельность "Северстали" - 18%, НЛМК - 29%, "Евразхолдинга" - 14%, тогда как у крупнейших мировых металлургических компаний уровень рентабельности в разы ниже, а зачастую и просто отрицательный (14% у южнокорейской Posco, -4,29% у US Steel).

Однако эти конкурентные преимущества стали помехой для проникновения российских производителей на западные рынки: по данным Минэкономразвития, из-за антидемпинговых пошлин Россия теряет в Европе около 250 млн дол. в год. Повышенные тарифы, введенные крупнейшими импортерами для защиты внутреннего рынка, заставили российских производителей отправлять на экспорт самую дешёвую продукцию с низкой добавленной стоимостью, на которую не влияют квоты и пошлины, а дорогую продукцию реализовывать на внутреннем рынке. Протекционистские меры, введенные в США и в странах Евросоюза, привели к переориентации российского экспорта на азиатские рынки: Китай, Южную Корею и Малайзию.

В долгосрочной перспективе возможно сокращение экспортных объемов благодаря двум причинам: повышению внутреннего производства в странах, являющихся крупнейшими импортерами (например, в Китае, куда напраляется 16% российского экспорта), а также тому, что по многим видам чёрного металлопроката цены российского рынка превысили экспортные и мировые.

Тем не менее, ситуация может измениться. В конце апреля французский министр финансов предложил отменить квоты и действие некоторых антидемпинговых мер на импорт стали из России, Украины и Казахстана. Причина проста: высокие цены душат местных производителей, тогда как снятие ограничений на импорт дешёвой стали "с Востока" позволит если не добиться их снижения, то хотя бы остановить их рост. По соглашению с Европейским Союзом, квота на экспорт российской стали в Европу на 2004 г. составила 1,38 млн т и в связи с расширением ЕС будет увеличена ещё на 438 тыс.т. Но инициатива французского министра немного запоздала: переориентация российского экспорта на азиатские рынки уже произошла, и даже отпущенные Евросоюзом квоты не используются в полной мере.

Новая тенденция прошедшего года - активные действия российских компаний чёрной металлургии за рубежом по приобретению производственных активов как в Европе, так и в США: покупка "Северсталью" Rouge Steel за 285 млн дол. и приобретение компанией "Мечел" двух европейских производителей: Zeljezata (Хорватия) и SCIndustria Sarmei (Румыния) за 8 и 27 млн евро соответственно.

Однако новые владельцы этих активов не объявили пока чётко о своих планах в отношении этих приобретений, что делает неясными перспективы. Одно можно сказать точно - растущий спрос на азиатских рынках делает для западных производителей экспорт более выгодным, благодаря чему растёт неудовлетворенный спрос на внутренних рынках. Возможно, этим и хотят воспользоваться российские металлурги, ведь заградительные меры не позволяют российским производителям напрямую экспортировать свой товар в эти страны.

Проблемы отрасли достаточно традиционны для России в целом. Главная из них - состояние основных фондов. Их износ в среднем по отрасли достигает 65%. При этом лишь 20% существующего оборудования металлозаводов соответствует современным мировым стандартам, а 35% устарело и уже не подлежит модернизации. Это один из аргументов зарубежных обвинений российской чёрной металлургии в экспортном сбыте нестандартной продукции.

Высокие цены на металл позволяют его производителям выделять средства на развитие основных фондов. Так, инвестиции НЛМК в производство в 2000-2003 гг. составили 620 млн дол., а "Еврозхолдинг" в этом году планирует на те же нужды потратить 300-350 млн дол.

Несомненно, учитывая циклический характер колебаний цен в металлургии, стоит ожидать их естественного снижения к концу года, однако обвал маловероятен: все факторы, обуславливающие их недавний рост, такие, как дефицит коксующегося угля и железной руды, рост транспортных тарифов и ослабление доллара, пока остаются в силе. В случае дальнейшего роста внутренних цен на сталь импорт стали, особенно из Украины и Казахстана, где производственные издержки так же низки, как и в России, может составить серьезную конкуренцию. Пока же импорт из этих стран сдерживается высоким уровнем цен на транспортировку в России. Но, несмотря на высокие цены, рост потребления стали в России опережает рост её производства, что даёт нам возможность с уверенностью говорить о том, что спрос на эту продукцию останется высоким.
Яндекс.Метрика