Вернуться ко всем новостям

Уверенный прогноз рынка ферросплавов в 2005 г. пока не даёт никто

14.01.2005
Прошедший год оказался для ферросплавов (ферромолибдена, феррованадия, ферровольфрама, ферротитана) в буквальном смысле диким и безумным. В результате расстройства рынка предложения и всепоглощающего спроса сталепроизводителей в Китае цены на многие металлы пробили рекордно высокие уровни. Однако мало кто мог предсказать достижение ферромолибденом отметки 90 дол./кг [молибдена], и ещё меньше людей считают себя достаточно квалифицированными, чтобы с уверенностью дать сейчас прогноз для рынка ферросплавов в 2005 г., хотя фундаментальные основы рынка выглядят хорошо.

Поставки феррованадия и пентоксида ванадия в настоящий момент так же ограничены, как и раньше: производители, коих можно пересчитать буквально по пальцам одной руки, практически доминируют на рынке. На рынок «свободной» торговли поступают незначительные объёмы материала, и пока в мире не видно ни реально вводящихся в эксплуатацию объектов, связанных с добычей или производством ванадия, ни даже таких объектов в проектах.

Решение компании Xstrata закрыть производство Vantech в Южной Африке никого на рынке не удивило, но зато в очередной раз высветило, насколько жёстко контролируется производителями предложение на современном рынке ванадия. Значительную часть 2004 г. феррованадий торговался в пределах несколько выше 20 дол./кг [ванадия], к декабрю произошел резкий скачок до 50 дол./кг, и пока очень немногие производители сталей хотели бы использовать в качестве замены ниобий.

Учитывая прогнозы сохранения сильного спроса на феррованадий при напряжённости с поставками, ключевыми словами для рынка ванадия (и особенно для тех, у кого есть материал) становится фраза «возможно всё, что угодно» - особенно тогда, когда много заказчиков всё ещё не обеспечены материалом на первый квартал 2005 г.

Для всех, кто был связан с ферромолибденом в 2004 г., это был год настоящего бума, когда цены [в Европе], в начале года составлявшие менее 20 дол./кг [молибдена], перешли к концу года отметку 90 дол./кг! Поэтому можно понять одного из делегатов конференции по ферросплавам в ноябре, который внёс чёрный юмор в своё выступление, заметив, что человека, у которого в 2004 г. были хотя бы крохи материала и который умудрился не сделать большие деньги, следует либо не пускать на рынок, либо стереть с лица земли.

Как заметил один производитель, возможно, что до того, как рынок пойдёт вниз, мы ещё увидим трёхзначные цены. Ясно, что такая ситуация просто невыносима, рано или поздно рынок установится на более реальных ценах, либо спрос снизится, либо предложение возрастёт. Но молибден ещё более непредсказуем, чем ванадий, поэтому мало кто желает смотреть дальше первого квартала.

Как оценивает опытный торговец, «…общие ощущения на первый квартал вполне уверенные. А что дальше – дальше любые ощущения, опыт и интуиция могут подвести, когда имеешь дело с молибденом. Стыдно признаться, но сейчас действительно ситуация с подбрасыванием монеты, в которой нет ни диаграмм, ни вычислений, ни статистики».

Если Европейская комиссия примет решение о снятии 22.5%-ной антидемпинговой пошлины на китайский ферромолибден, покупатели смогут надеяться на снижение цен, но совсем не обязательно, что одно последует из другого, добавляет этот трейдер. В конце концов, ценами сейчас управляют спрос и Китай.

Вольфрам почти весь год находился как бы в тени молибдена и ванадия, цены на него лишь в самом конце года «пошли на взлёт», когда китайские продавцы паравольфрамата аммония смогли выйти на уровень 95 за единицу содержания в метрической тонне. Никто не ожидает скорого снижения цен на рынке, на котором и без того доминируют китайцы. Единственной альтернативой получения вольфрамового сырья не от китайцев станет возможное возобновление производства на руднике Кантанг.

По мнению наблюдателей, продолжится рост цен на ферротитан. Доступные объёмы основного материала для получения ферротитана - титанового лома - совершенно недостаточны. Промышленность, получающая первичный титан, «высасывает» значительную часть лома, оставляя на долю вторичного производства лишь небольшую его часть. Как отметил один из участников рынка, иногда всё происходящее кажется безумием цен - вполне возможно, что к концу января-началу февраля возможны цены до 15 дол./кг [титана], а концу первого квартала возможен уровень до 18 дол./кг, и пока не видно каких-то причин снижения цен даже в дальней перспективе.

Проблемы с поставками по-прежнему подпитывают рост цен в США на ферромолибден - новогодние праздники не принесли облегчения потребителям ферромолибдена, так как цены на материал продолжают испытывать сильное повышательное давление. Участники рынка считают, что средний диапазон цен составляет 36-38 дол./фунт, при этом быстрый рост цен даёт разброс оценок.

Торговец сообщил о продаже партии из нескольких автомобильных отгрузок по 39.50 дол./фунт с поставкой, однако в эту цену вошла нестандартная упаковка. Другой торговец, работающий только с небольшими объёмами, даёт цену до 40.50 дол./фунт, признав, что на таком уровне он ещё ничего не продал. При этом торговый агент одного производителя уверенно назвал более низкие цены - 36-37 дол./фунт - при продаже чуть ли не одиночных палет.

Для поставок из Китая напряжённость сохраняется, но практически все участники рынка не считают причиной этого изменения в ставках возвращаемого экспортного налога, и возможный дальнейший рост цен объясняется только нехваткой материала. По данным торговца, он недавно закупил китайский материал по 33 дол./кг [молибдена] ФОБ. В очередной раз подтверждается, что в текущей ситуации с наличным материалом потребители закупают ферромолибден с моментальным использованием его в производстве - как сказал один из них, приходится закупать даже меньше, чем грузовик, по совершенно тривиальным соображениям: очень дорого. Как невесело сострил другой потребитель, при таком уровне цен не исключено использование вооружённой охраны для сопровождения отгрузок ферромолибдена.

Отмена возвращаемого экспортного налога в Китае совпала с ростом цен на ферровольфрам – после отмены с 1 января китайскими центральными властями возврата экспортного налога в размере 13% цены на ферровольфрам значительно выросли с примерно 12 дол./кг до 13.20-14.00 дол./кг. По сообщениям европейских торговцев, продавцы [в Китае] с начала 2005 г. повысили свои цены, в результате предложения на рынке сейчас не ниже 13.50 дол./кг, а торговец из Великобритании сообщил о продаже даже по 14.25 дол./кг. Справедливости ради надо отметить, что поступили сообщения и о продажах материала в первую неделю 2005 г. по 13.10-13.50 дол./кг [вольфрама].

Отмечая, что инициатива в повышении цен исходит от поставщиков, торговцы признают, что рост цен обусловлен не только последствием отмены налога, но и продолжающейся нехваткой сырья. Один из торговцев отметил, что рост цен не сопровождается спросом - запросов как раз немного, но из-за фундаментальной нехватки сырья рост цен не станет кратковременным явлением. Напряжённое положение с вольфрамовым концентратом приводит к тому, что производители правольфрамата аммония и ферровольфрама буквально сражаются друг с другом за концентрат.

По слухам, китайские продавцы предлагают правольфрамат аммония уже почти по 100 дол. за единицу содержания в метрической тонне, но никто из запрошенных торговцев пока не подтвердил конкретных закупок по таким ценам. Формально диапазон цен для этого продукта - 92- 95 дол. за единицу содержания в метрической тонне ФОБ. По данным торговца из Великобритании, он слышал о европейских ценах на уровне 102 дол., но максимальной ценой, по которой он готов купить, он назвал 98 дол. за единицу содержания в метрической тонне.
Яндекс.Метрика