Вернуться ко всем новостям

В освоение Элегестского месторождения коксующихся углей (Тува) необходимо до 2016 г. вложить 2.9 млрд дол.

14.06.2005
Добыча угля в России может существенно возрасти, однако этому препятствуют низкая рентабельность отрасли, проблемы экологии и нехватка железнодорожного транспорта. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такие выводы прозвучали в докладах ученых на I Сибирском энергетическом форуме, проходившем 7-8 июня в Новосибирске.

В докладе "Крупнейшие угольные проекты в стратегии социально-экономического развития Сибири" главный научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Кузбасс) Виктор Чурашев высказал мнение, что главным ограничителем на пути развития угольной отрасли является её низкая рентабельность, граничащая с убыточностью. "Уже сейчас, - сказал В.Чурашев, - Кузбасс предлагает ограничить добычу угля существующим уровнем в 175 млн т в год". Он сообщил, что в ближайшие годы в Сибири планируется ввод 14 шахт, пяти разрезов и 15 обогатительных фабрик. В частности, ожидается ввод в эксплуатацию новых разрезов в Хакасии, Бурятии и Чите.

Очень интересным, по оценке В.Чурашева, является Элегестское угольное месторождение в Туве. Оно содержит коксующийся уголь, цена которого на мировых рынках доходит до 120 дол. за тонну. Существующий проект предусматривает строительство трёх шахт, каждая мощностью 4 млн т в год, и двух обогатительных фабрик. По расчётам экономистов, 50% добытого здесь угля могли бы потреблять страны АТР, 30% - Украина, потребности которой в угле постоянно растут, 20% - чёрная металлургия Урала. Предполагаемые объёмы добычи - 12.5 млн т в год, инвестиции - 2.9 млрд дол. в течение 2005-2016 годов. Главной проблемой остается отсутствие в Туве железной дороги. "Для освоения Элегестского месторождения потребовалось бы построить 500 км железных дорог. Понятно, что для любого частного инвестора это не под силу", - заметил Виктор Чурашев.

К 2010 г. ожидается рост добычи угля по отношению к 2004 г. на 41.8 млн т, к 2050 г. - на 101.3 млн т. Количество занятых в угольной промышленности до 2010 г. возрастёт по отношению к 2004 г. на 25 тысяч человек, до 2050 г. - на 61 тыс.чел.

В.Чурашев привёл также статистику удельных капиталовложений на одну тонну условного топлива, которая продемонстрировала перспективность угольной промышленности. На Ямале (нефть и газ) капитальные вложения на одну тонну топлива составляют 225 дол., в Восточной Сибири (также нефть и газ) - 235 дол., в Западной Сибири (уголь) - 55-70 дол., а на Канско-Ачинском месторождении - 75-100 дол.

В докладе "Прогноз развития угольного комплекса Кузбасса" директор Института угля и углехимии СО РАН Вадим Потапов высказал убеждение, что добыча угля будет расти до 2025 г. По его расчётам, в 2020 г. в стране будет добываться 184.5 млн т угля. В качестве одного из трендов развития отрасли В.Потапов назвал изменение ориентации экспорта угля с запада (в европейскую часть РФ, бывшие европейские республики СССР и европейские страны) - на восток. Из опасностей, стоящих перед угольной промышленностью, он выделил "нарастание катастроф" - по его мнению, это является прямым следствием увеличения добычи. "В последние два года мы только и слышим - тут катастрофа, там катастрофа. Причём обратите внимание - взрываются не старые шахты, взрываются новые, построенные финансово-промышленными группами", - отметил В.Потапов.

Докладчик отметил также ухудшение экологической обстановки в угледобывающих регионах, особенно в Кузбассе. По его словам, "ежегодно в Кемеровской области исчезает 20-30 малых рек. В результате региону не хватает воды, которая нужна и для самой угольной промышленности". Ещё одна отмеченная В.Потаповым проблема - нехватка мощностей железных дорог. "Уже сейчас железная дорога не всегда справляется с нашими объёмами", - сказал он.
Яндекс.Метрика