Вернуться ко всем новостям

Угольная промышленность ждет внимания от государства

19.05.2006
По прогнозам экспертов ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", производство угля в России для внутреннего потребления и на экспорт в ближайшие пять - семь лет возрастет примерно на четверть, то есть на 80 млн т. При этом в компании не исключают и менее радужного сценария развития российской угольной промышленности, в результате которого возможно сокращение производства угля (по самым пессимистичным прогнозам) на 30%. Об этом сообщил в ходе своего доклада на Международной конференции Адама Смита "Саммит Уголь СНГ" генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский.

При этом уместно прогнозировать скорее пессимистично. За последние девять месяцев цены на уголь упали на 30%. В связи с чем, экспорт угля становится нерентабельным для российских производителей. А внутренний рынок потребления угля не дает хороших альтернатив для размещения экспортных объемов.

Важной составляющей конкурентоспособности российского угля на мировом рынке всегда будет являться цена железнодорожного тарифа. Как подчеркнул Владимир Рашевский, основной недостаток отечественного угля состоит в удаленности его запасов. Нигде в мире нет столь удаленного расположения рентабельных угольных производств от портовой инфраструктуры. Если во всем мире это расстояние составляет максимум 700 км, то в России - 4,5-5 тыс.км. И перевозят его железной дорогой. Причем его перевозки в экспортном направлении дают примерно 10% всех доходов сети ОАО "РЖД". За последние четыре года железнодорожный тариф вырос примерно на 90%, и этот фактор значительно снижает конкурентоспособность российского угля на мировом рынке.

"Прогноз роста железнодорожного тарифа определяется установками Министерства экономического развития РФ, - говорит Владимир Рашевский, - и в этом смысле он достаточно хорошо прогнозируем. В следующем году железнодорожный тариф повысится примерно на 7%".

Кроме того, снижают конкурентоспособность российских производителей угля такие факторы, как недостаточно высокие производительность и безопасность труда. Очевидные причины - недостаток инвестиций и низкий уровень модернизации. Развитие угольной отрасли сегодня требует колоссальных инвестиций. В этом направлении только средства СУЭК за последнее время составляют 500 млн дол. И в ближайшие пять лет, чтобы достичь должного уровня компании необходимо инвестировать в развитие порядка одного млрд дол.

При этом, как отмечает Владимир Рашевский, отечественные технологии производства угля с максимально сниженным содержанием золы и серы будут готовы к промышленной эксплуатации через 7-10 лет. Поэтому резонность разговоров о "чистой угольной энергетике" очевидна.

Базируясь на динамике увеличения потребления угля в мире и роста мирового угольного рынка, Владимир Рашевский считает, что Россия могла бы упрочить свои позиции на международном угольном рынке. Это реально, если ориентироваться на мировой опыт, а также расширять потребление угля внутри страны. "Не смотря на то, что в Энергетической стратегии России до 2030 года предполагается увеличение доли угля в производстве электроэнергии с 17 до 43%, - отмечает Владимир Рашевский, - сейчас его доля, наоборот - лишь снижается".

А это, по мнению генерального директора СУЭК, полностью противоречит мировым тенденциям. За последние три года потребление угля в мире выросло примерно на 25%.

Для успешной реализации задачи упрочнения позиций России на международном угольном рынке усилий угольных компаний недостаточно. "Необходимо, чтобы государство также уделяло больше внимания угольному сектору", - говорит гендиректор СУЭК - В части экспорта такое внимание подразумевает стабилизацию железнодорожного тарифа, а также строительство портовой инфраструктуры. Что касается внутреннего рынка, то необходимо увеличивать долю потребления угля в энергетике".

Проблемы транспортной инфраструктуры и тарифной политики, пропускной способности российских портов и другие актуальные вопросы транспортировки российского угля будут развернуто обсуждаться на Саммите "Уголь СНГ" завтра, на сессии "Транспорт и развитие инфраструктуры - ключи к успешной экспансии экспорта угля", председателем которой будет главный редактор журнала "РЖД-Партнер" Александр Ретюнин. Среди докладчиков - заместитель начальника Управления регулирования транспорта ФСТ России Тамара Стебунова, первый заместитель генерального директора Федерального агентства морского и речного транспорта Геннадий Литвиненко, заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Вячеслав Петренко, генеральный директор Ростерминалуголь Иван Фишер, управляющий директор Muuga Coal Terminal Игорь Фадин
Яндекс.Метрика