Вернуться ко всем новостям

На рынках стальной продукции

19.02.2007
Победа индийской Tata Steel в борьбе за британо-нидерландскую Corus, похоже, оказала мобилизующее воздействие на её национальных конкурентов. Крупнейшая индийская государственная металлургическая компания SAIL объявила о намерении приобрести ряд активов внутри страны и за рубежом, а также создать несколько совместных предприятий с иностранными партнёрами. В качестве основной цели всех этих мероприятий указывается расширение мощностей. К 2011 г. SAIL планирует довести выплавку стали до 30 млн т в год. Правда, в настоящее время возможности SAIL, находящейся в 100%-ной собственности государства, сильно ограничены, однако индийское министерство сталелитейной промышленности готово пойти навстречу флагману национальной металлургии и инициировать отмену ряда ограничений.

Кстати, одним из партнёров SAIL может оказаться Tata Steel, которая с покупкой Corus получит в придачу ряд совместных проектов и партнёрских соглашений. В рамках одного из них Corus оказывает техническую и консультационную поддержку модернизации и переоснащению рельсового производства на заводе Бхилаи (Bhilai Steel Plant), принадлежащем SAIL. Кроме того, подразделение Corus по производству металлургического оборудования будет оказывать индийской государственной компании помощь при строительстве новых предприятий.

Японская Sumitomo тем временем сообщила, что, очевидно, будет продолжать сотрудничество с Corus в разработке новых видов продукции для автомобильной отрасли. В частности, согласно условиям этого партнёрства европейская компания поставляла свою продукцию расположенным в Европе заводам японских автомобилестроительных корпораций.

На прошлой неделе тема партнёрства и альянсов оказалась одной из важнейших. Так, корейская Posco намерена вступить в стратегический союз с другой корейской компанией Seah Steel, одним из крупнейших азиатских производителей труб и листовой стали с полимерным покрытием. Партнёры обменяются акциями, а также совместно построят металлургический комбинат в Корее и трубопрокатный завод в США. В России подобный союз заключили Магнитогорский меткомбинат и Трубная металлургическая компания (ТМК). А китайские компании Angang и Begang на прошлой неделе опровергли сообщение одной гонконгской газеты о готовящемся слиянии. Как заявили представители обеих корпораций, входящих в число крупнейших в металлургической отрасли КНР, они не собираются сливаться воедино, а просто “дружат”. Созданное же ими в 2005 г. совместное предприятие Anben служит для ведения совместной инновационной деятельности, реализации общих проектов технического развития и модернизации, а также помогает партнёрам вырабатывать единую стратегию на международном рынке.

Китайское правительство официально подтвердило своё намерение отменить возврат НДС для экспортёров стали, оставив его в ограниченных пределах (5 из 17%) только для поставщиков отдельных видов продукции высокого передела. Судя по всему, соответствующее решение будет принято после празднования нового года по китайскому календарю. Безусловно, это нововведение не радует китайских металлургов, которые пока получают обратно 8-13% из уплаченного ими 17%-ного НДС. Намеченное ими повышение цен на март-апрель составит только 20-40 долларов за тонну листовой стали, чего будет недостаточно даже для компенсации готовящегося 9,5%-ного подорожания железной руды. Однако власти КНР отмечают, что отмена возврата НДС — это не прихоть, а суровая необходимость, так как подобная льгота расценивается многими торговыми партнёрами КНР как несправедливое преимущество, а её сохранение могло бы привести к введению пошлин и прочих санкций против китайских металлургов.

Тем не менее вероятно, что эта мера всё равно запоздала. Китайские сталелитейные компании, в прошлом году начавшие стремительно наращивать экспорт, похоже, уже исчерпали терпение своих конкурентов в западных странах. Так, американские металлурги весьма болезненно отреагировали на то, что в январе этого года поставки китайской продукции в страну составили почти 600 тыс.т, что составляет около 25% совокупного импорта. В ближайшее время они намерены обратиться в правительство с просьбой положить конец китайской экспансии путём установления внешнеторговых ограничений.

Сообщение о готовящейся отмене возврата НДС смешало карты китайским металлургам и на внутреннем рынке. До этого они объявляли о повышении цен по мартовским контрактам на 300-400 юаней (39-52 дол.) за тонну, а после объявления стоимость длинномерного и плоского проката немедленно опустилась на 150-180 юаней за тонну.

Многие китайские трейдеры прекратили поставки перед Новым годом, который будет отмечаться 18 февраля. Поставщики-конкуренты из СНГ и Турции немедленно воспользовались этим для повышения цен на свой товар. Так, турецкие компании в первых числах февраля подняли цены на арматуру до более 560 дол./т FOB, и только наступившее похолодание заставило их снизить котировки на 5-10 дол./т. Заготовки из СНГ при поставках в страны Персидского залива подорожала до 460-465 дол./т FOB, а предложения на поставку готового длинномерного проката исходят из 490-500 дол./т FOB, а то и более. Слябы российского и украинского производства подорожали на 10-20 дол./т в феврале и, скорее всего, на столько же прибавят в марте. В Восточной Азии их стоимость достигает 465-470 дол./т C&F.

В то же время в Европе стоимость импортной оцинкованной стали после сообщений о готовящейся отмене возврата НДС китайским экспортёрам прибавила около 10 евро за тонну. Большинство продавцов предлагают её по 630-640 евро за тонну CFR, а некоторые фирмы из Индии и Китая даже пытаются довести цены до более 660 евро за тонну CFR, что несколько превышает котировки ex-works европейских заводов.

Вслед за крупнейшими поставщиками железной руды годовые контракты с потребителями подписывают и второстепенные производители. В январе со своими европейскими клиентами договорилась шведская компания LKAB, а на прошлой неделе это сделала фирма SNIM из Мавритании. При этом стоимость африканской руды при поставках в Европу (преимущественно во Францию) возрастёт даже в большей степени, чем бразильского и австралийского материала — на 10,1%.

Возможно, одна из причин такого повышения заключается в дальнейшем обострении ситуации вокруг индийской железорудной отрасли. Представители крупнейших металлургических компаний Индии всё активнее требуют от правительства запретить экспорт высококачественного сырья, чтобы сохранить его для национальной сталелитейной промышленности. В то же время многие эксперты и промышленники призывают индийских металлургов овладевать современными технологиями, позволяющими, в частности, получать качественный металл из бедной руды, запасы которой в стране очень велики. Если индийская металлургия действительно пойдёт по пути такого повышения эффективности, всякие ограничения экспорта руды с высоким содержанием железа потеряют смысл.

Вместе с рудой продолжает расти в цене и металлолом. В начале февраля о поднятии закупочных цен заявили сталелитейные компании из Японии, США и Западной Европы. Наибольшим при этом был рост цен на американском рынке, где наиболее качественные сорта лома прибавили в феврале 30-40 долларов за тонну. Шредированный лом, в частности, обходится американским металлургическим предприятиям по 290-295 дол. за длинную тонну (1016 кг) с доставкой.

Турецкие компании стараются вести выжидательную политику и пока расходуют имеющиеся у них запасы, чтобы не покупать материал по слишком высокой цене. Однако им пока нечего противопоставить общим тенденциям: на прошлой неделе котировки трейдеров, поставляющих металлолом в Турцию, возросли примерно на 5 дол./т — до 310-320 дол./т C&F для сортов HMS №1 или 3А. По мнению эксперта, подъёем цен на мировом рынке лома продлится и в марте.
Яндекс.Метрика