Вернуться ко всем новостям

“Мечел” беспокоится об угле

09.04.2007
Россия сейчас занимает третье место по экспорту угля в мире, но через три года ситуация может кардинально измениться.

По прогнозу компании “Мечел”, в связи с ежегодным ростом железнодорожных тарифов в среднем на 10%, уже к 2010 г. экспорт российского угля может стать нерентабельным. Эксперты советуют сделать тарифы гибкими. В РЖД знают о проблеме, но советуют обращаться в Федеральную службу по тарифам (ФСТ).

По данным Минпромэнерго, в 2006 г. добыча угля в России составила свыше 310 млн т. При этом на Кузбассе угольные компании добыли около 174 млн т, а на экспорт из общего объема было поставлено 84 млн т. Правительство РФ предлагало ограничить рост тарифов на железнодорожные перевозки в пределах 7% в 2008 г., 6,8% - в 2009-м и 6,5% - в 2010-м. В то же время “Российские железные дороги” предлагали пересмотреть этот прогноз и установить предельный уровень роста тарифов до 13,5%, 9 и 6,5. ФСТ поддержала предложение РЖД о средней индексации цен на грузовые перевозки в следующем году на 13,5%. В этом году они были проиндексированы в среднем на 8%.

“В случае если темпы роста железнодорожных тарифов на транспортировку угля будут расти в среднем на 10% в год, как это происходит сейчас, к 2010 г. экспорт российского угля станет нерентабельным и полностью прекратится”, - такой прогноз сделал старший вице-президент компании “Мечел” Борис Никишичев на прошедшем вчера “круглом столе”, посвященном развитию угольной отрасли и тепловой теплоэнергетики. Он также добавил, что кроме этой проблемы существует еще ряд факторов, отрицательно влияющих на экспорт российского угля. В частности, это укрепление рубля и дефицит портовых мощностей.

Урегулировать тарифную сетку угольщики и железнодорожники не могут уже несколько лет. Несколько лет назад РЖД предлагали ввести привязку тарифов к мировым ценам на уголь, однако, этому решению не было суждено сбыться. В результате с 2002 по 2006 гг. увеличение тарифов на транспортировку угля выросло на 90%. Как пояснили РБК daily в “СУЭК”, даже малейшее снижение цены на мировом угольном рынке при существующей тарифной политике делает экспорт нерентабельным. В самом “Мечеле” добавили, что в случае прекращения экспорта компании будут вынуждены корректировать объемы добычи угля.

По данным на конец прошлого года, транспортные затраты российских угольщиков в среднем составили 30 дол./т, что превышает полную себестоимость производителей угля из других стран. В частности, у “Мечела” доля тарифной составляющей в себестоимости достигает в среднем 40-50% по каждой марке угля. Угольщики считают, что РЖД нельзя однозначно винить в сложившейся ситуации: у компании есть собственные экономические задачи. А вот государство, по их мнению, может снять остроту проблемы. В частности, в “Мечеле” отмечают, что государство должно быть заинтересовано в расширении внутреннего потребления угля, в результате чего будут сохранены интересы угольщиков и РЖД.

Аналитик “Финам” Денис Горев соглашается с тем, что если сейчас транспортная составляющая в себестоимости достигает в среднем 30-40%, то при дальнейшем росте она сделает экспорт угля нерентабельным. Евгений Линчик из Rye, Man & Gor Securities также не исключает такой возможности и добавляет, что в этом случае убытки компаний могут составить около 600 млн дол. в год по коксующимся углям и 250 млн дол. в год на энергетическим. В свою очередь, аналитик МДМ-Банка Андрей Литвин считает, что экспорт угля вряд ли сойдет на нет. По его мнению, все прогнозы сделаны на тот случай, если цены на уголь будут снижаться.
Яндекс.Метрика