Вернуться ко всем новостям

Рассматривается вопрос об изменении сроков разработки нефтяного месторождения Кашаган (Казахстан)

15.08.2007
Вопрос изменения сроков разработки казахстанского месторождения Кашаган планировалось рассмотреть 6 августа во время переговоров правительства Казахстана и компании Agip KCO, которая предложила перенести срок начала добычи нефти со второго полугодия 2008 г. на второе полугодие 2010 г. Известно, что перенос срока вызвал недовольство в казахстанском кабинете министров, глава которого Карим Масимов ранее заявлял, что перенос будет рассматриваться как изменение контракта.

На днях озвучено и мнение министерства энергетики и минеральных ресурсов. По словам руководителя ведомства Бактыкожи Измухамбетова , изменение сроков связано "с пересмотром реконфигурации проекта, с необходимостью обеспечения безопасности технологических процессов и работников", - цитирует "Панорама". Он отметил, что в настоящее время "КазМунайГаз" рассматривает предложения концерна, "в соответствии с которыми будет не только продлён срок начала добычи, но и увеличатся затраты" - по предложению Agip KCO сумма затрат увеличится с 57 до 136 млрд дол. Причём, по мнению министра, это не слишком большая сумма для такого проекта".

В то же время министр подчеркнул, что правительство РК "будет настаивать на выплате компенсации за перенос сроков добычи нефти, поскольку это "государственные интересы". Сумму компенсации он не назвал, но добавил, что будет обсуждаться и вопрос увеличения казахстанской доли профит-ойла: с 10% до 40%.

"О том, что сроки начала промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган снова переносятся, стало известно ещё год назад", - напоминает "Новое поколение" . Однако, отмечает газета, "...официально и сама компания - оператор "Аджип ККО", и правительство комментируют ситуацию только сейчас". Издание полагает, что Казахстан имеет все основания быть недовольным переносом сроков. "Как известно, Минэнерго уже пришлось пересмотреть прогноз добычи нефти в стране на несколько лет вперёд. Кроме того, государство, являясь и акционером, и получателем налогов, понесёт серьёзные финансовые потери. Ведь стоимость проекта увеличивается на невероятную сумму - на 79 млрд дол., или в два с половиной раза!". Между тем и причины переноса, связанные с техническими характеристиками разработки месторождения, экологическими требованиями, "НП" называет весьма серьёзными.

Сейчас ясно только, что переговоры между правительством и компанией продлятся месяц. "Однако, судя по темпам развития событий (год с момента объявления о смещении сроков до начала переговоров), результаты мы сможем узнать уже, наверное, только в следующем году", - прогнозирует издание. Оно же предполагает, что ещё одной причиной затягивания разработки Кашагана может быть "невероятная бюрократизированность консорциума "Аджип ККО". По этому показателю консорциум способен обойти даже государственную машину. В нём любое решение одобряется всеми участниками консорциума (а их семь) на нескольких уровнях".

По мнению аналитиков, опрошенных "Капитал.kz" , одной из причин очередного переноса сроков разработки Кашагана являются "внутренние разногласия между акционерами консорциума". Аналитик инвестиционной компании "Баррель" Андрей Зорин полагает, что "новые цифры, названные по проекту казахстанским правительством и консорциумом, будут предметом будущего торга". Кроме того, утверждает собеседник издания, "...при возросших расходах на освоение месторождения встаёт вопрос о его окупаемости". "Если даже, согласно некоторым источникам, уровень добычи достигнет 50-60 млн тонн в год, нетрудно посчитать, что проект будет окупаться довольно долго. Поэтому необходимо реально взвесить ситуацию, особенно Казахстану. Так, проект " Сахалин-2 ", после многочисленных разногласий, был просто передан Газпрому".

А завотделом нефти и газа Минпромэнерго Азербайджана Идрис Рзабеков связывает перенос начала добычи на Кашагане с объективными причинами. Он рассказал, что в Азербайджане "...сталкивались с проблемой бурения на мелководье, когда корабли не могут доставить грузы, оборудование для бурения". "Иногда приходится строить с берега дамбу или эстакаду, чтобы подвезти технику. Положение с Кашаганом осложняется ещё и тем, что месторождение расположено на огромной площади. Трудно сказать, как будут подвозить грузы - там слишком небольшая глубина, возможно, придётся использовать вертолёты". Все эти нюансы, по мнению представителя Азербайджана, можно было предусмотреть на начальном этапе подготовки проекта.
Яндекс.Метрика