Вернуться ко всем новостям

Правительство внесло в Госдуму законопроект, отменяющий монополию "Алмазювелирэкспорта" на экспорт платины и платиноидов

14.05.2008
Правительство РФ 7 мая внесло в Госдуму проект закона "О признании утратившими силу статьи 19 федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и федерального закона "О внесении изменения в статью 19 федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".

Законопроект признает утратившей силу норму, согласно которой экспорт организациями аффинированных платины, металлов платиновой группы, за исключением продукции и изделий промышленного назначения, содержащих данные драгоценные металлы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, осуществляется только через государственные унитарные предприятия в порядке, установленном законодательством РФ.

Последовательное принятие на государственном уровне ряда решений, направленных на поэтапную либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней является основанием для дальнейшего совершенствования государственной политики в данной отрасли.

Указом президента РФ "О совершенствовании государственного регулирования ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней" внесены изменения в Положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, в части снятия количественных ограничений на экспорт платины и металлов платиновой группы (МПГ), сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, снят запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, их лома и отходов.

В условиях отмены квотирования экспорта сохраняется приоритетное право государства на закупку драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России. У государства также сохраняются достаточные функции контроля экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, к которым относятся: лицензирование экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемое Минэкономразвития; государственный контроль при экспорте указанных товаров со стороны Минфина; таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней только на специализированных таможенных постах. В случае недостаточности данных мер государством могут быть применены меры тарифного регулирования экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вместе с тем, в действующем законодательстве сохраняется избыточная в условиях вступления России в ВТО норма, по которой экспорт из РФ организациями, обладающими правом на экспорт платины и МПГ, осуществляется только через федеральное государственное унитарное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" (ФГУПВО АЮЭ).

Данная норма была введена в целях посткризисной стабилизации российских финансов законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". Указом президента РФ "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней", а также постановлением правительства РФ от 20.03.2002 N 170 "Об определении государственного унитарного предприятия, осуществляющего экспорт сырьевых товаров, содержащих платину и металлы платиновой группы", установлено, что экспорт аффинированных платины и МПГ в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также руд, концентратов, лома и отходов, содержащих платину и металлы платиновой группы, осуществляется ФГУПВО АЮЭ по договорам комиссии.

Через ФГУПВО АЮЭ экспортируют платину и МПГ Банк России, кредитные организации, ОАО "ГМК "Норильский никель" (GMKN), иные субъекты добычи и производства. Вместе с тем, действующая в настоящее время одноканальная схема экспорта платины и МПГ противоречит антимонопольному законодательству РФ. В частности, закон "О защите конкуренции" запрещает установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, а также в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Кроме того, наличие монопольного торгового посредника на данном рынке не позволяет Банку России в полной мере осуществлять свои полномочия в соответствии с законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" в части эффективного управления активами в драгоценных металлах и проводить операции (в том числе банковские), связанные с переходом права собственности на эти активы, что ограничивает для Банка России возможности реализации кредитно-денежной политики и обеспечения устойчивости национальной валюты.

Правительство обращает внимание, что данное ограничение противоречит сложившейся мировой практике биржевой торговли, что ставит российских производителей, субъектов добычи и производства платины и МПГ в неравные конкурентные условия на мировых рынках и не позволяет им в полной мере обеспечивать адекватную ценовую политику в соответствии с текущими изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков. Тем более что в настоящее время ОАО "ГМК "Норильский никель", основной российский экспортер платины и МПГ, фактически производит реализацию и перевозку металла в соответствии с принятой практикой делового оборота на данном рынке - через своего оператора (дочерняя компания "Норимет ЛТД", зарегистрированная в Великобритании), а непосредственный вывоз металла осуществляется сертифицированными перевозчиками.

Таким образом, по мнению правительства, в существующих условиях роль ФГУПВО АЮЭ как инструмента государственного регулирования поставок платины и МПГ из России на международный рынок сводится к посреднической функции, которая, по сути, дублирует контрольную функцию лицензирования экспорта данных металлов, участие ФГУПВО АЮЭ в процессе экспорта платиноидов приводит к дополнительным административным издержкам и увеличению накладных расходов для экспортеров. Правительство считает, что отмена одноканальной схемы экспорта позволит привести практику экспорта платины и МПГ в соответствие с требованиями ВТО и нормами российского антимонопольного законодательства, а также обеспечит для российских участников внешнеэкономической деятельности равные конкурентные условия на мировом рынке драгоценных металлов. Необходимый государственный контроль и координация экспорта платиноидов будет обеспечиваться, по аналогии с иными драгоценными металлами, системой мер тарифного регулирования, а также процедурой лицензирования экспорта и особым порядком государственного и таможенного контроля.

ФГУПВО АЮЭ было образованно в 1970 г. в условиях плановой экономики как хозрасчетное внешнеторговое объединение с исключительным правом экспорта и импорта алмазов, бриллиантов, платины и МПГ, а также ювелирных изделий. За время работы ФГУПВО АЮЭ приобрело значительный опыт внешнеторговых операций, сотрудники объединения владеют практикой классификации драгоценных камней, многие специалисты имеют дипломы геммологических институтов Бельгии, США, ФРГ.

Правительство полагает, что в условиях отмены исключительного права экспорта платиноидов, ФГУПВО АЮЭ сохранит свои позиции в качестве признанного на мировом рынке оператора, деятельность которого будет осуществляться на рыночных принципах в части поставки за рубеж драгоценных металлов и драгоценных камней по договорам комиссии с российскими участниками внешнеэкономической деятельности. Кроме того, данное объединение сохранит за собой исключительные функции по обслуживанию внешнеэкономических операций Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а также функции по продажам контрольных партий необработанных природных алмазов. В то же время участники внешнеэкономической деятельности, имеющие право на экспорт платины и МПГ, смогут по своему желанию воспользоваться услугами ФГУПВО АЮЭ, либо осуществлять вывоз указанных металлов самостоятельно.

Данный проект закона не является законом прямого действия и для своей реализации потребует разработки, принятия или внесения изменений в указ президента РФ и постановление правительства РФ.
ПРАЙМ-ТАСС
Яндекс.Метрика