Вернуться ко всем новостям

ОАО "РЖД": переориентация грузопотоков угля произошла из-за разницы в уровне экспортных и внутренних цен

12.08.2008

В январе-июле 2008 г. на железных дорогах России погружено 170,3 млн т угля, что выше соответствующего периода прошлого года на 7,9 млн т или на 4,8%. Как говорится в сообщении ОАО "РЖД", на экспорт за этот период отгружено 59,2 млн т угля.

В 2007 г. для нужд внутреннего рынка и на экспорт было перевезено 286,8 млн т угольной продукции, из них на экспорт - 100 млн т. Прирост перевозок угля в экспортном сообщении в 2007 г. составил 72,3% относительно 2003 г., при этом внутренние перевозки сократились на 8,9%.

Увеличению объемов железнодорожных перевозок российского угля, идущего на экспорт, способствовала высокая ценовая конъюнктура мирового угольного рынка в период 2003-2007гг. Одним из главных факторов частичной переориентации грузопотоков угля стала значительная разница в уровне экспортных и внутренних российских цен на угольную продукцию. Так, внутренние рыночные цены одной из самых распространенных марок кузбасского сортового угля ДПКО в настоящее время примерно на треть ниже экспортных цен (ФОБ Балтика) на аналогичную продукцию. Наиболее динамичное увеличение объемов перевозок произошло в 2004 г., прежде всего, экспорта в страны АТР, ЕС и Ближнего Востока. Высокий темп роста экспортных перевозок в направлении ЕС сохранялся и в 2005 г., когда перевозки в остальных направлениях сократились.

В последующие годы значительно наращивались поставки угля в страны Ближнего Востока. В результате удельный вес экспортных перевозок повысился по сравнению с 2003 г. на 12,8% - до 34,9%. Снижение объема внутрироссийских перевозок в 2007 г. на 8,9% относительно 2003 г. произошло, главным образом, за счет сокращения поставок энергетических марок угля предприятиям РАО "ЕЭС". Снижение поставок угля для нужд российской энергетики компенсировалось ростом экспортных перевозок. Наиболее значительно выросли перевозки в страны ЕС (+86,1%, или +27,7 млн т), обеспечив 2/3 прироста экспорта.

Произошло заметное перераспределение экспортных грузопотоков между предпортовыми станциями и пограничными переходами, преимущественно Северо-Западного региона. В целом экспортные перевозки в направлении портов увеличились на 91,7% (в том числе в порты Балтийского и Северного бассейнов - на 142,8%), а перевозки через пограничные переходы - на 56,1% (при сокращении перевозок через пограничные переходы стран Балтии, Финляндии и Польши на 53,5%). Доля перевозок через предпортовые станции в объеме экспорта повысилась на 5,1% - до 50,6%. Железнодорожные перевозки импортируемого угля (практически весь объем которого ввозится из Казахстана) в 2007 г. составили 25,5 млн т, снизившись относительно 2003 г. на 3,5% (-0,9 млн т).

В 2003-2007 гг. уровень транспортной составляющей при железнодорожных перевозках угля снизился с 31,7% до 29,8% (во всех видах сообщения, январь-сентябрь 2007 г. к 2003 г.) при этом более высокими темпами транспортная составляющая снижалась по экспортным перевозкам - с 40,6% до 33,7%.

Таким образом, в последние годы имело место значительное снижение тарифной нагрузки на предприятия угольной промышленности.

ОАО "РЖД" учреждено правительством РФ в рамках первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 г. Входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд руб. Он разделен на 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая. Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Компания в 2007 г. увеличила выручку по РСБУ на 14,9% - до 975 млрд. 590 млн 231 тыс.руб. Чистая прибыль составила 84 млрд 495 млн 322 тыс.руб. (рост в 3,1 раза).

Источник информации:
РосФинКом
Яндекс.Метрика