Вернуться ко всем новостям

В Кемеровской области скопилось 18 млн т угля

24.10.2008

Кемеровская область затоварена углем, от этого страдают как угольщики, так и их потребители. Сейчас на складах угольных предприятий области скопилось более трех норм запасов угля - 18 млн т.

Сверхнормативные запасы связаны с нехваткой железнодорожных полувагонов для отгрузки. В той или иной степени нехватка ж/д вагонов в Кемерово отмечается ежегодно в период массовой отгрузки, но той ситуации, которая сложилась в этом году, не было ни разу.

Затоваривание уже привело к ряду негативных последствий для экономики угольных предприятий. Они не только недополучили запланированную прибыль, они были вынуждены сокращать зарплаты шахтерам, ликвидировать социальные программы и выплаты, снижать отчисления в бюджеты всех уровней. Рост сверхнормативных запасов не выгоден и потребителям "черного золота": проблемы с формированием зимних угольных запасов не нужны ни простой семье, ни губернатору того или иного региона, особенно в свете ужесточившихся требований со стороны федерального центра. Более того, вылежавшийся на складах уголь наверняка будет более низкого качества, потому что на воздухе он теряет теплотворность, и часто даже за более низкую цену может быть не востребован потребителями. Помимо экономического и социального аспекта переполненные склады угольщиков вызывают закономерные вопросы у экологов и пожарных: в больших объемах уголь может самовозгораться. И если загорятся эти 18 млн т, мало никому не покажется.

По данным областного департамента транспорта и связи Кемеровской области, наибольшие потери наблюдаются у "СУЭК" (не отгрузили более 70 тыс. полувагонов, или 4,8 млн т угля с начала года), "Кузбассразрезуголь" (57 тыс. полувагонов, или 3,9 млн т угля), "Южкузбассуголь" (38 тыс. вагонов, или 2,6 млн т), "Сибуглемет" (33 тыс. вагонов, или 2,2 млн т), "СДС" (25 тыс. вагонов, или 1,7 млн т), "Белон" (почти 16 тыс. вагонов, или 1,1 млн т угля). С начала года дефицит вагонов не позволил отгрузить 22,7 млн т угля, или 12% от годового плана по добыче угля в Кузбассе.

Губернатор области Аман Тулеев уже не единожды высказывался за наведение порядка на кемеровском полигоне железной дороги. "Проблема с отгрузкой угля в Кемеровской области связана с однобокой работой железнодорожного транспорта, который не учитывает реально сложившееся положение дел в Кузбассе", - процитировала на днях пресс-служба кемеровского губернатора. Однако разбирательства своими силами не увенчались успехом. Кузбасский угольный форс-мажор уже выплеснулся за пределы одного региона, и теперь в его разрешении участвует федеральный центр.

Несколько дней назад А.Тулееву пришлось по телефону доложить о сложившейся ситуации премьер-министру правительства Владимиру Путину, после чего угольно-железнодорожная проблема была рассмотрена на совещании в правительстве с участием президента ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимира Якунина. Позднее сообщалось, что на совещании были выработаны первоочередные меры, направленные на то, чтобы в ближайшие четыре месяца разгрузить угольные склады Кузбасса. При этом глава РЖД пообещал взять решение этой проблемы под личный контроль. По мнению кемеровского губернатора, решить проблему можно только совместными усилиями угольщиков и железнодорожников.

Однако внимут ли они требованиям главы региона "улучшить работу по оборачиваемости вагонов, сократить простои и сроки возврата порожних вагонов", пока не ясно. Сейчас между угольными компаниями и кемеровским отделением РЖД наблюдается негласное противостояние, в котором ни одна из сторон не желает уступить своих позиций. От официального комментария отказались практически все угольные предприятия, о снижении объемов на которых заявил областной департамент транспорта и связи.

Только представитель компании "Кузбассразрезуголь" пояснил свое видение ситуации: "Проблема в том, что число собственных полувагонов у всех компаний растет, а наша железная дорога не занимается строительством магистралей и подъездных путей в необходимых объемах. Отсюда простои порожняка, его неэффективные перегоны с места на место. Сейчас они стали ссылаться на финансовый кризис - это просто нонсенс, ведь проблемы с полувагонами были всегда". Однако представитель "Кузбассразрезуголь" не ответил на вопрос, какое разрешение проблемной ситуации угольщикам видится наиболее приемлемым: "Это политический вопрос - кто как решит его, тот пусть сам и кормит шахтеров".

Стоит подчеркнуть, что шахтерский узел начал завязываться еще летом. Вначале РЖД ограничила план отгрузки с угольных предприятий Кузбасса почти на 20% из-за ремонта путей и снижения пропускной способности, в сентябре, после окончания ремонта, железнодорожники начали наращивать объемы поставки порожних полувагонов в Кузбасс. Однако нехватка вагонов ощущается до сих пор. Ежедневно не хватает около 700 вагонов, или 9% необходимого объема.

Сами железнодорожники не склонны брать всю вину на себя. По их мнению, существует еще одна проблема, а именно неэффективность использования порожняка, как находящегося в собственности РЖД, так и приватных вагонов (то есть принадлежащих компаниям).

По сообщению пресс-секретаря Кузбасского отделения РЖД Татьяны Небогатовой, заместитель начальника дороги - начальник Кузбасского отделения Александр Фомичев подчеркивает "острую необходимость определения стратегии работы с приватными вагонами на кузбасском полигоне для повышения эффективности их использования и призывает руководителей перевозочных компаний к конструктивному диалогу".

По данным Т.Небогатовой, в 2008 г. в Кузбассе резко возросло количество приватного подвижного состава, и, прежде всего, полувагонов. Если в январе под погрузку всех видов грузов было задействовано 44 тыс. собственных полувагонов, в мае - 81 тыс., то в сентябре их количество превысило 124 тысячи вагонов. Доля собственных вагонов от общего количества занятых на перевозках полувагонов с января по сентябрь возросла с 15,6% до 48,3%.

"Сложность ситуации заключается в том, что транспортная инфраструктура не рассчитана на работу с различными перевозчиками. У самих частных перевозочных компаний практически не развита собственная транспортная инфраструктура, отсутствуют парки отстоя вагонов, - поясняет пресс-секретарь. - В итоге все приватные вагоны базируются на путях магистральных станций – это крайне негативно сказывается на пропускной способности последних и, как следствие, увеличивают простой полувагонов". По мнению железнодорожников, независимым перевозчикам необходимо развивать пути необщего пользования для отстоя невостребованных собственных вагонов.

Называя еще несколько проблемных точек соприкосновения, представитель РЖД, тем не менее, говорит о том, что с их стороны были предложены варианты взаимодействия. В частности, заключение с грузовладельцами и собственниками подвижного состава долгосрочных договоров на организацию перевозок. Кроме того, заключение договоров с владельцами подвижного состава по привлечению приватного вагонного парка под управление перевозчиком. "Работа объединенным парком позволит снизить нагрузку на инфраструктуру, оптимизировав порожние пробеги, улучшить использования вагонов и повысить управляемость перевозочным процессом на инфраструктуре РЖД, - считают в РЖД. - Подписание таких договоров станет первым шагом на пути к формированию новой, более совершенной системы взаимодействия участников транспортного рынка и обеспечению эффективного использования подвижного состава".

"Кроме того, - отмечается в пресс-релизе, - РЖД является перевозчиком и не может выступать регулятором обеспечения углей между грузоотправителями и их потребителями. Этот вопрос должен регулироваться в контрактах между владельцами углей и потребителями, а РЖД обеспечит их доставку в срок и полном объеме согласно перевозочным документам".

Одним словом, умелый перевод стрелок друг на друга заставляет предположить одно - в сложившейся ситуации виноваты обе стороны. И пока словесный перевод стрелок не закончится, порожние вагоны здесь так и будут бесконечно гонять по путям.

Источник информации:
Росинформуголь
Яндекс.Метрика